Ламинация полиграфической продукции
Ламинация в полиграфии – это одна из операций финишной отделки – покрытие листов печатной продукции пленкой.
Зачастую ламинация ассоциируется с распространенным способом защиты документов, фотографий, обложек книг с помощью пленки.
При выборе этого вида отделки для тиражей печатной продукции используются защитные (придание бумаги или картону дополнительной прочности, водо- и жиростойкости) и декоративные функции.
В зависимости от цели, с которой созданы готовые полиграфические изделия, подбирается оборудование, технология нанесения и тип пленки.
Виды ламинации по способу нанесения
Пленка приклеивается на лист горячим или холодным способом.
Горячее ламинирование
Проходит под воздействием высокой температуры (70-150°C) и давления. Горячие валы придавливают пленку к основному материалу-основе.
У этого способа есть небольшой минус — нельзя ламинировать оттиски с термически неустойчивыми чернилами и материалами. С оттиска, заламинированного горячим способом, нельзя снять пленку, не испортив заказ. Не рекомендуется ламинировать фактурные, тканевые материалы, фотобумагу.
Холодное ламинирование
Выполняется под давлением, которое активизирует клеевую систему пленки (т.е. пленка припрессовывается к бумаге или картону). Его делают на более низкой скорости, при этом температура валов и помещения совпадают.
Главное преимущество этого способа — более широкий ассортимент обрабатываемых материалов. С пластика пленку можно снять без повреждений и заламинировать повторно.
Эта технология активно развивается и подходит для цифровой печати.
Какой способ лучше?
При выборе способа нанесения для большинства печатных изделий горячая ламинация будет предпочтительной. Холодное ламинирование применимо в исключительных случаях, когда высокая температура может испортить изделия.
Типы пленок
✔ Пленки по химическому составу
Материалы — основа пленок:
Поливинилхлорид – эластичный, имеет низкую температуру плавления. Изделия с таким покрытием поддаются сгибанию, скручиванию и даже смятию. ПВХ-пленка часто применяется для ламинации фотографий, так как хорошо защищает от ультрафиолетовых лучей. не боится биговки. Она дороже, чем полиэстер или полипропилен.
Полипропилен — недорогая пленка часто применяется при изготовлении тиражных изделий для качественного одностороннего ламинирования. Такая пленка практична и хорошо поддается биговке.
Полиэстер — пленка универсальная и недорогая. По сравнению с другими пленками, она более прозрачная, но менее гибкая. Подходит для форматной и рулонной ламинации.
Реже производят пленки из поликарбоната и нейлона.
✔ Толщина пленок
Толщина материала варьируется от 8 до 250 микрон. Выбор зависит от применения готовой продукции.
Наиболее востребованы пленки толщиной 75 или 80 мкм: они защищают от влаги и загрязнений, но слабо предохраняют от механического повреждения. Оптимальное решение для ламинации офисных документов, листовок.
Пленки 100 и 125 мкм – защита и дополнительная плотность. Такие пленки популярны для отделки сертификатов, грамот, презентационных материалов, визиток, папок.
Пленки 175 и 250 мкм — уверенно защитят от попадания влаги, обеспечат высокую прочность и жесткость. Это нужно для изделий, которые интенсивно эксплуатируются и/или находятся на под открытым небом: таблички, указатели, меню в кафе и т.п.
Для защиты картонной упаковки, которая прочна сама по себе, используют пленку от 17 до 30 мкм. Такая плотность пленки достаточна для защиты от внешних воздействий, хорошо обрабатывается на автоматических ламинаторах и значительно дешевле, чем более толстые материалы.
✔ Разновидности пленок по внешнему виду
Глянцевые — самые популярные на рынке — отлично передают цвет и усиливают контрастность печатного изображения. Продукция выглядит более нарядно, с блеском.
Матовые — практически незаметные при нанесении либо немного приглушают исходные цвета изделия. Больше подходят для оформления полиграфической продукции с текстом, так как не дают бликов, в отличие от глянцевых пленок.
Есть разновидности с защитой от царапин и следов пальцев, с бархатной поверхностью.
Текстурированные — наиболее распространенные виды: «холст», «лён», «песок», «кожа». Такие пленки не только улучшают эксплуатационные свойства изделий, а также придают объем и фактуру поверхности, красоту и шик изделиям.
Зеркальные и голографические – редко используемые, но весьма эффектные виды пленок.
Ламинация глянцевыми и матовыми пленками – наиболее востребованный вид отделки – хороший результат при использовании сравнительно недорогих материалов.
Текстурированные, зеркальные и голографические не пользуются большим спросом из-за более высокой цены, по сравнению с традиционными пленками. Но при умелом использовании этих материалов можно получить весьма интересные декоративные решения.
Производители голографической пленки предлагают множество разнообразных узоров:
Какой печатной продукции нужна ламинация?
Рекомендуем рассмотреть этот вид отделки для изделий, которым нужна дополнительная прочность, влагостойкость.
Чаще всего ламинируем:
- картонные коробки для фаст-фуда (используется пищевая пленка, сертифицированная для прямого контакта с едой);
- упаковки для продуктов, промтоваров;
- обложки книг, журналов, блокнотов;
- картонные папки;
- POS-продукция (картхолдеры, воблеры, шелфтокеры…).
Полезная информация
про ламинацию и фольгирование коробок для пищевых продуктов >>
Альтернатива
В качестве альтернативы ламинации может выступить УФ-лакировка с использованием современных лаков, которые хорошо обеспечивают хорошую защиту поверхности продукции и быстро полимеризуются. Но придания дополнительной прочности изделию от УФ-лаков ожидать не следует.
Подробнее про УФ-лакировку >>
Какое оборудование используется в нашей типографии
Мы работаем на полуавтоматических и автоматических ламинаторах. Ширина пленки до 720 мм, длина ограничена только здравым смыслом 🙂 В полуавтоматических бумага или картон подается вручную, в автоматическом ламинаторе – самонакладом.
Преимущества и особенности промышленных ламинаторов
Промышленное оборудование для ламинирования позволяет быстро и недорого обрабатывать большие тиражи, используя и тонкие, от 17 мкм, пленки. Так мы снижаем конечную цену работы для заказчика.
Особенность использования «тяжелых» ламинаторов – выгодная работа для тиражей от сотен экземпляров и выше. Единичные и в несколько десятков экземпляров тиражи выгодней обрабатывать на легком «офисном» оборудовании.
То же касается и форматов – размеры менее А3 ламинировать у нас не стоит)
Какие преимущества дает использование пленки в рулонах по сравнению с листами
- работа с крупными форматами: А0, А1, А2, А3;
- подходит для технологии холодного и горячего ламинирования;
- более высокое качество и надежность соединения с печатными листами;
- простая техника нанесения;
- высокая скорость выполнения работ;
- возможность работы с пленками толщиной менее 30 мкм;
- доступная цена.
Качество работы
Ламинация — один из завершающих этапов послепечатной обработки, от него очень часто зависит судьба заказа. Типографии, имеющие опыт ламинирования, работают с широким ассортиментом пленок и их сочетаний, выполняют заказы на двустороннюю ламинацию.
Важнейшие факторы, обеспечивающие достойное качество и высокую производительность, — квалификация персонала и оптимальный выбор оборудования. У нас это есть 🙂
Проверяем качество ламинации:
- поверхность должна быть ровная, без волн;
- пленка без заломов и морщин;
- не должны скручиваться края;
- при биговке (на сгибе) не должны образовываться воздушные пузыри;
- при перфорации пленка не отслаивается;
- при попытке оторвать пленку от поверхности расслаивается бумага.
Какая стоимость ламинации? Как правильно подобрать пленку?
Что выбрать: ламинацию или УФ-лакировку?
На эти и другие возникшие у вас вопросы по технологии или заказу ответят наши сотрудники. Каждый заказ индивидуален, должны быть учтены множество факторов: бюджет, условия использования продукции, ожидаемые декоративные и защитные функции покрытия.
Заполните форму для обратной связи:
или позвоните по телефонам: +7(495)543-60-54, +7(925)008-44-70 — менеджеры оперативно выполнят расчет стоимости и ответят на вопросы.