Надежная типография в Москве

эволюция российского календаря

С давних времен человек старался уловить ритм времени, данный ему природой. С первого проблеска зари до последних лучей заката он видел, как светила на небе отмеряют дни и ночи, замечал смену времён года. Чтобы жить в ладу с окружающим миром, предки изобрели календарь как способ отображения хода времени.

Отечественный календарь менялся вместе с историческими судьбами народа. От лунно-солнечного счёта языческих времён до юлианского календаря с принятием христианства, от реформ Петра I до советских пятидневок. За этими переменами стояли не только астрономические расчёты, но и культурные традиции, хозяйственный уклад, политические решения правителей.

Календари отражают мировосприятие эпохи – в них запечатлелись народные обычаи и верования. Прослеживая историю календаря, мы лучше понимаем прошлое.

Календарь в Древней Руси до принятия христианства

Когда и где на Руси появился первый календарь, история ответа не дает, так как большинство пись­менных памятников периода Киевской Руси и более ранних не сохранилось из-за неоднократных пожа­ров, различных нашествий врагов и войн.

В очень далекие времена на Руси, как и в других странах, пользовались деревянными календарями. Даже в конце XIX в. в некоторых губерниях России встречались деревянные календари, представлявшие брусок с шестью боковыми гранями длиной около полуметра с утолщением посередине. На каждой грани делали зарубки по числу дней для двух оче­редных месяцев, а условными значками против со­ответствующих зарубок отмечали важнейшие рели­гиозные праздники.

Первая попытка как-то регламентировать хозяйственную жизнь была предпринята в «Изборни­ке» Святослава (1076 г.).

Счет времени по сезонам

В Древней Руси до принятия христианства, т.е. до конца X века, счет времени велся по сезонам года. Началом года считалась весна, а наиболее важным сезоном было лето. Отсюда произошло второе значение слова «лето» как синонима слова «год».

Славяне делили год на четыре сезона: весну, лето, осень и зиму. Каждый сезон имел свои особенности, связанные с природными явлениями и сельскохозяйственными работами. Такая система счета времени была обусловлена земледельческим укладом жизни древних славян.

Лунно-солнечный календарь

Помимо счета по сезонам, примерно в то же время, приме­нялся и 12-месячный лунный календарь. В более позд­ние времена славяне перешли к лунно-солнечному календарю, в котором семь раз в каждые 19 лет встав­лялся добавочный, 13-й месяц. Таким образом достигалась более точная привязка календаря к смене времен года.

Семидневная неделя (седмица)

У славян существовала семидневная неделя, которая называлась «седмицей». Она была связана с лунными фазами и делила месяц на четыре седмицы. Имена дней недели были порядковыми числительными (первый, второй и т.д.). Седьмой день недели считался днем отдыха и назывался «неделей».

Принятие христианства и юлианского календаря
(конец X в.)

Начало года — 1 марта

В середине IX в. из Византии в Древнюю Русь проникают идеи христианства. В X в. христианами ста­ли многие приближенные киевских князей, а около 955 г. эту веру приня­ла княгиня Ольга. Но государственной религией христианство стало лишь после того, как ее сын князь Владимир в 988-989 гг. осуществил крещение Руси. Вместе с новой религией из Ви­зантии попал в Древнюю Русь и юли­анский солнечный календарь, разработанный в Древнем Риме и основанный на солнечном годе.

С принятием христианства на Руси было установлено начало года 1 марта, так как по древней традиции именно весна считалась началом всех природных циклов, и примерно с этого времени приступали к сельскохозяйственным работам. Юлианский календарь имел 12 месяцев с римскими названиями и семидневную неделю.

Летосчисление от «сотворения мира»

Одновременно с юлианским календарем на Руси появилось летосчисление от «сотворения мира». Была принята византийская дата этого события — 5508 год до н.э. Эта дата — один из многочисленных вариантов эр от «со­творения мира» — была принята в VII в. в Греции и долгое время применялась православной церковью.

Перенос начала года на 1 сентября в 1492 г.

Торговые и политические связи Руси с Византией привели к принятию христианства и юлианского летосчисления, но с некоторыми отклонениями от византийского образца. В Византии год начинался 1 сентября, а на Руси по древней традиции началом года считали весну, и юлианский год начинали 1 марта.

В течение многих веков на Руси началом года считалось 1 марта. Но в 1492 году произошла реформа календаря — начало года было перенесено с 1 марта на 1 сентября, по византийскому образцу. Это решение продержалось более двухсот лет и было связано с окончанием седьмой тысячи лет от «сотворения мира» и мистическими ожиданиями конца света. После того, как эту опасную дату благополучно миновали и суеверные люди успокоились, Московский церковный собор в сентябре 1492 года (7001 год от «сотворения мира») вернул начало года на 1 марта.

Реформа Петра I (1700 г.)

Начало года — 1 января

В тот период развивалась торговля и крепли общественные связи между Россией и европейскими странами, в которых новый год начинался 1 января. Чтобы установить единый счет времени, в 19 декабря 7208 г. был подписан и обнародован именной указ Петра I о реформе кален­даря в России, по которому вводилось новое начало года — от 1 января и новая эра — христианское лето­счисление (от «рождества Христова»).

Через несколько месяцев после того, как 1 сентября 7208 г. москвичи отпраздновали свой очередной Новый год, им пришлось празднование повторить.

Новая эра — от Рождества Христова

По указу Петра I «О писании впредь Генваря с 1 числа 1700 года во всех бумагах лета от Рождества Христова, а не от сотворения мира» предписывалось день после 31 декабря 7208 г. от «сотворения мира» считать 1 января 1700 г от «рож­дества Христова». Это соответствовало европейской хронологической системе.

31 декабря 7208 года от сотворения мира сменилось на 1 января 1700 года от Рождества Христова.

Молодой Петр посту­пил весьма мудро, сде­лав в указе оговорку: «А буде кто захочет пи­сать оба те лета, от Сотво­рения мира и от Рождества Христова, сряду свободно».

В память о таком важном событии, как введение нового летосчисления в России, был разработан проект специальной медали.

Проект медали
Проект медали, посвященной введению нового лето­счисления в России

Считая, что 1 января 1700 г. — это не только начало нового года, но и начало нового века, указ предписывал отметить это событие особенно тор­жественно.
(в указе допущена существенная ошибка: 1700 год является последним годом XVII в., а не первым годом XVIII в. Новый век наступил с 1 января 1701 г.)

В указе также подробно описывалось, как нужно организовать празднование Нового года в Москве. Накануне Петр I лично запустил первую ракету на Красной площади, дав этим старт празднику. Улицы засияли иллюминацией.

Начался колокольный звон и пушечная пальба, заиграли трубы и литавры. Царь поздравлял жителей столицы с наступлением Нового года, гулянья продолжались всю ночь. Из дворов в темное зимнее небо взмывали разноцветные фейерверки, а на больших улицах, где было достаточно места, горели костры и прикрепленные к столбам смоляные бочки.

Дома жителей деревянной столицы принарядились в хвою «из древ и ветвей сосновых, елевых и можжевелевых».

Целую неделю дома стояли нарядные, а с наступлением темноты зажигали огни. Стрельба из небольших пушек и ружей, а также запуск фейерверков поручалась людям богатым. А «людям неимущим» предлагалось «хотя бы ветку или древко у ворот или над крышей дома поставить». С этого времени в нашей стране закрепилась традиция ежегодно 1 января отмечать Новый год.

Попытки реформ в XIX в.

В начале XIX века Россия столкнулась с трудностями в развитии международных отношений, поскольку продолжала использовать юлианский календарь, в то время как большинство европейских государств еще в конце XVII столетия перешло на григорианский календарь. Это несоответствие календарей создавало большие неудобства в международном общении России с другими странами. Введе­нию григорианского календаря препятствовал «свя­тейший синод».

Предложения Академии наук о переходе на григорианский календарь

В 1830 г. Петербургская Академия наук внесла предложение о введении в России григорианского ка­лендаря, но оно не получило поддержки. Бывший в то время министром просвещения К. П. Ливен пи­сал по этому поводу царю Николаю I: «Выгоды от перемены календаря весьма маловажны, почти ни­чтожны, а неудобства и затруднения неизбежны и велики». На этом докладе царь начертал: «Замеча­ния князя Ливена совершенно справедливы».

Деятельность календарной комиссии и Д.И. Менделеева

Новая попытка реформы была предпринята в 1899 году. При Русском астрономическом обществе была создана календарная комиссия при активном участии великого русского ученого Д.И. Менделеева.

Комиссия после долгих обсуждений разных ва­риантов календарных систем по предложению Д. И. Менделеева рекомендовала вместо григориан­ского более точный календарь, разработанный не­мецким астрономом, профессором Дерптского университета И. Г. Медлером. Более высокая точность достигалась тем, что в периоде в 128 лет предусматривалось не 32 високосных года, как в юлианском календаре, а лишь 31.

Однако проект нового календаря, предложенный Комиссией Русского астрономического общества, царское правительство не приняло. Обер-прокурор синода Победоносцев заявил: «Считать введение нового стиля несвоевре­менным».

Табель-календарь - Родина - 1911 год
Табель-календарь на 1911 год
(издание А. Каспари)

Переход на григорианский календарь
в Советской России (1918 г.)

Только после Октябрьской социали­стической революции вопрос о реформе календаря в нашей стране был решен.  Обширные международные связи требовали перехода на единую систему летосчисления.

24 января 1918 года Совет Народных Комиссаров принял декрет о введении в Российской республике григорианского календаря, соответствующего новому стилю, принятому в большинстве европейских стран.

Часть декрета о введении западно-европецского календаря
Часть декрета Совета Народных Комиссаров
о введении григорианского календаря
в Российской республике
(газета «Правда» от 25 января 1918 г.).

 

Согласно декрету, после 31 января 1918 года следовало не 1 февраля, а сразу 14 февраля. Чтобы устранить разницу между старым и новым стилями пришлось вычеркнуть 13 дней.

Вот почему сохранившийся до наших дней праздник — старый Но­вый год — отмечается в ночь с 13 на 14 января.

Календарные реформы в СССР
в 1929-1940 гг.

Введение пятидневок и шестидневок

В период с 1929 по 1940 гг. в СССР неоднократно проводились календарные реформы, направленные на повышение производительности труда и искоренение религиозности.

С 1929 года был введен единый производственный табель-кален­дарь и начался переход промышленных предприятий на непрерывную пятидневную рабочую неделю, или «непрерывку». Год состоял из 72 пяти­дневных недель и 5 праздничных дней, приуроченных к памятным дням и революционным праздникам (22 января, 1 и 2 мая и 7 и 8 ноября). Названия дней недели сохранялись, но суббота и воскресенье отменялись.

При этом трудящиеся на всех предприятиях были разделены на пять групп, каждой группе присваивался свой цвет и значок в календаре. Каждая группа имела свой выходной день в течение каждой пятидневки. Это было неудобно, нарушало семейный уклад и общественную жизнь, так как нерабочие дни приходились на разные числа месяца у разных групп.

В 1931 году пятидневка была заменена шестидневной рабочей неделей с одним общим выходным днем. Дни этой шестидневной недели во многих календарях не имели названий – только номер.

При такой реформе календаря сохранялись постоянные нерабочие дни в каждом месяце — 6-е, 12-е, 18-е, 24-е и 30-е числа, и только в феврале нерабочий день приходился или на по­следний день этого месяца, или на 1 марта. В тех же месяцах, которые по григорианскому календарю со­стояли из 31 дня, последний день считался сверх­месячным рабочим днем.

Новые системы учета времени использовались в городе. В деревне не было четкого графика работы, поэтому календарные реформы оказались незамеченными. Большевистские новшества обошли стороной людей, по-прежнему живущих по религиозному календарю.

И пятидневка, и шестидневка во многом шли вразрез с церковными обычаями. Воскресные дни полностью исключались. Согласно идеологии, новый календарь не должен совпадать с религиозным.

Возвращение к семидневной неделе

В 1940 году было принято решение вернуться к семидневной неделе и восстановить воскресенье как общий выходной день.

Постановлением СНК СССР от 27 июня 1940 г. было установлено: «Сверх воскресных дней нерабочими днями также являются: 22 января, 1 и 2 мая, 7 и 8 ноября, 5 декабря».

Календарь - 1966 год
Даже в 1966 году граждане СССР отдыхали
только один день в неделю

* * *

История отечественного календаря — это живая летопись смены времен и порядков. Это и языческие традиции древних славян, и попытки большевиков начать все с «чистого листа».

Сегодня мы живем по григорианскому стилю, как и большинство цивилизованных стран. Но отголоски прошлого все еще с нами – мы празднуем как обычный так и старый Новый год, хотя григорианский календарь введен в обиход уже больше 100 лет назад.

Так что календарь для нас не просто счет дней. На нем отпечаток исторических событий и культуры. Изучая историю летосчисления, мы лучше понимаем самих себя.

Дополнит эту статью:
«История печатных календарей в России и СССР» >>

Использованная литература

  1. Бургуэн Ж. де Календарь. История и современность./Ж. де Бургуэн; Пер. с франц. В. Шабаевой. — М.: «Издательство Апрель»: «Издательство АСТ», 2006.
  2. Володомонов Н. В. Календарь: прошлое, настоящее, будущее.— 2-е изд., перераб. и доп.—М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1987.
  3. Малов В. Календарь. – М.: Слово, 2001.
  4. Селешников С.И. История календаря и хронология. – М.: Наука, 1977.
  5. Хренов Л.С., Голуб И.Я. Время и календарь. – М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1989.

Если статья про историю календаря в России заинтересовала вас, рекомендуем обратить внимание на современные печатные календари.

Наша типография изготовит разные виды настенных, настольных и карманных перекидных календарей с разнообразным дизайном – как классическим, так и в стиле ретро.

Звоните нам или оставляйте заявку на сайте, чтобы заказать печать календарей в нашей типографии. Будем рады сотрудничеству.

Подробнее про изготовление на заказ современных календарей
в нашей типографии

 

Если у Вас есть предложения по работе типографии или Вы недовольны работой, пожалуйста, заполните форму ниже — письмо получит руководитель:

    Уважаемые клиенты, будем Вам очень признательны,
    если оставите свой отзыв


    (несколько слов о заказе и о Вашем впечатлении о работе с типографией).

    Отзывы можно оставить:


    Как оставить отзыв в сервисе «Яндекс Карты»: инструкция

    1. На страничке типографии «АЛМАКС»>>

    ЯндексКарты - Вы посещали это место

    2. Поставьте звездочки:

    ЯндексКарты - Оцените это место

    3. Оставьте отзыв:

    ЯндексКарты - Оставить отзыв

    • на сайте

      Цены на изготовление хенгеров

      Шаблон № 17-2653, размер 70*210 мм

      Хенгер 17-2653 - шаблон

      Тираж, шт.   1 000 2 000 3 000 5 000 10 000 20 000
      Бумага обычная 200г/м2 9922 13068 14036 16093 21296 31823
      Бумага плотная 300г/м2 10285 14641 15851 18513 25289 38841

      Оформить заявку

      Цены на изготовление хенгеров

      Шаблон № 17-2103, размер 96*206 мм

      Хенгер 17-2103 - шаблон

      Тираж, шт.   1 000 2 000 3 000 5 000 10 000 20 000
      Бумага обычная 200г/м2 11132 13189 14399 17061 23353 36300
      Бумага плотная 300г/м2 11737 14883 16577 19965 28435 45133

      Оформить заявку

      Цены на изготовление хенгеров

      Шаблон № 14-0378, размер 85*211 мм

      Хенгер 14-0378 - шаблон

      Тираж, шт.   1 000 2 000 3 000 5 000 10 000 20 000
      Бумага обычная 200г/м2 11132 13189 14399 17061 23353 36300
      Бумага плотная 300г/м2 11737 14883 16577 19965 28435 45133

      Оформить заявку

      Цены на изготовление хенгеров

      Шаблон № 17-3926, размер 95*210 мм

      Хенгер 17-3926 - шаблон

      Тираж, шт.   1 000 2 000 3 000 5 000 10 000 20 000
      Бумага обычная 200г/м2 11132 13189 14399 17061 23353 36300
      Бумага плотная 300г/м2 11737 14883 16577 19965 28435 45133

      Оформить заявку

      Цены на изготовление хенгеров

      Шаблон № 18-2424, размер 90*157 мм

      Хенгер 18-2424 - шаблон

      Тираж, шт.   1 000 2 000 3 000 5 000 10 000 20 000
      Бумага обычная 200г/м2 8954 13552 14520 16335 21175 30734
      Бумага плотная 300г/м2 9438 15367 16456 18997 25410 37994

      Оформить заявку

      Цены на изготовление хенгеров

      Шаблон № 19-2160, размер 99*226 мм

      Хенгер 19-2160 - шаблон

      Тираж, шт.   1 000 2 000 3 000 5 000 10 000 20 000
      Бумага обычная 200г/м2 11374 14641 15972 18755 25652 39446
      Бумага плотная 300г/м2 12100 16698 18634 22385 31581 50094

      Оформить заявку

        Если есть файлы, можно добавить их ниже: