Карточные игры своей популярностью оставили яркий след в истории и стимулировали развитие целой отрасли. Некоторые ключевые моменты, касательно эволюции производства карт, освещены в этой статье.
* * *
Неизвестно где и когда впервые была сыграна первая игра в карты.
Историки предполагают, что игральные карты были изобретены на востоке. Самые старые сохранившиеся до наших колоды из Китая, Кореи, Японии датируются XII веком или даже раньше.

масти которых позаимствованы у древних китайских бумажных денег
В Европе о существовании карточных игр известно с конца XIV века – сохранились документальные свидетельства о запретах на азартные игры. К примеру, уже в 1329 году, вскоре после того, как карты стали известны в Германии, архиепископ Вюрцбургский запретил монахам и монахиням в своем приходе играть в карты.
Развитие технологии в Европе:
от ручной работы к промышленному производству
Начало – XIV–XV века
Первые производители карт — это ремесленники, работавшие в ремесленных мастерских, часто в рамках системы гильдий (Франция, Германия, Бельгия, Англия).
Производились роскошные раскрашенных вручную колоды, которые могли позволить себе приобрести лишь весьма состоятельные люди.
К примеру, раскрашенные карты Штутгарта (около 1430 г.) считаются одними из самых ранних сохранившихся наборов игральных карт. Карты изготовлены из картона, состоящего из склеенных между собой до шести листов бумаги, поверх которых с лицевой стороны нанесен слой левкаса (твердого соединения гипса или белил в клее). Контуры рисунков были процарапаны на поверхности, а некоторые детали были нарисованы пером и тушью. Вся поверхность позолочена, а затем по золоту нанесены узоры с использованием различных цветов и металлических аппликаций. Оборот выкрашен в темно-красный цвет.

В начале XV века охота была частью жизни при дворе, что отражено на изображениях.
К концу XV века мастерские стали изготавливать на основе деревянных гравюр (ксилографии) примитивные карты, которые были доступны по цене для простого населения.

Пристрастие к игральным картам распространилось «как чума» в Европе после 1375 года. Это было связано с усовершенствованием технологии ксилографии, расширением производства бумаги и, как результат, увеличением объема производства и удешевлением готовой продукции.
Также в этот же период практиковалась печать с гравюр из металла, что позволило повысить качество оттисков.
XVI-XVIII века
Европа
Технология изготовления игральных карт того периода заключалась в четырех основных этапах:
- Формирование листов из разных видов бумаг.
Карта собиралась из трех видов бумаги: основа – тонкая бумага чаще всего естественного бежевого цвета, два листа обычно склеивались, образуя непрозрачную основу; оборотная сторона – специальная карточная бумага, обязательно белая, без малейшего пятнышка, чтобы карту нельзя было узнать; лицевая сторона – мелованная бумага также белая.
Листы бумаги должны быть склеены между собой в определенной последовательности. Затем листы кладут под пресс до высыхания клея, где они выравниваются и прочно склеиваются.
- Печать и покраска фигур.
Контуры изображения наносятся методом ксилографии или гравюры, а дополнительные цвета наносятся с помощью трафаретов, изготовленных из бумаги, окрашенных с двух сторон несколькими слоями масляных красок. После нанесения рисунка листы просушивают в печи.
- Придание гладкости.
Чтобы придать гладкость шероховатой поверхности бумаги придумывали различные уловки. Как только краски полностью высохнут в печи, а лист карт подогреется, его намыливали, а после — полировали еще горячим. Затем листы карт вновь помещали под пресс на некоторое время для выравнивания и приобретения идеальной гладкости.
- Порезка.
Последним этапом остается только разрезать листы на отдельные карточки и рассортировать.

из «Энциклопедии искусств и ремесел» Дюамеля де Монсо
К середине 1720-х годов мастерская, в которой работали два кардмейкера, могла производить 60 тысяч колод в год.
А первая фабрика по производству игральных карт была открыта в Берлине в 1702 году.
В XVIII веке мода на карточные игры стремительно распространилась по всей Европе. В это же время появились различные игрально-карточные (особенно гербовые) указы, соблюдение которых грозило суровыми наказаниями.
Россия
В нашем отечестве карты появились во времена Ивана Грозного. С того времени игральные карты в значительном количестве завозились из Европы. Чтобы сохранить дорогостоящий и легко портящийся товар перевозили их в прочных дубовых бочках. Уже с начала XVI века карты стали обычным предметом торга по всей России.
При Петре Первом возникло отечественное производство игральных карт на двух небольших мануфактурах в Москве. Личная поддержка императора этих производств объяснялась тем, измотанному Северной войной государству нужны были деньги, которые приносила торговля игральными картами.
В XVIII веке колоды производились мелкими мастерскими в столицах и даже в провинциальных городах. Производимый ассортимент был весьма скромен. Рисунок карт был незамысловат и практически не изменялся десятилетиями.
XIX век
Европа
В XIX веке производители постепенно совершенствуют технологию печати: гравюры на дереве заменяют на более долговечные и точные гравюры из меди и стали, используют новый вид плоской печати — литографию.
В конце XVII – в начале XIX века карты, которые с оборотной стороны до этого были белыми или однотонно окрашенными, приобретают узор – так называемую рубашку — в Англии был выдан первый патент на узор.
В середине 1820-х годов в Англии была изобретена раскройная машину, которая позволяла автоматизировать процесс вырезания карт из листа.
В 1894 г. в Германии произвели машинным способом очень гладкий хромированный картон для игральных карт.
В 1879 году в Германии работало рекордное количество — 66 фабрик по производству игральных карт.
Россия
При Екатерине II в России работало восемь немецких карточных фабрик.
Примечательна судьба Александровской мануфактуры, которая была основана в 1798 г. — это была первая в России механическая бумагопрядильная фабрика. Почти сразу фабрика перешла в казну и была подарена Павлом I Воспитательному дому. Тогда же Императорским указом право клеймить и продавать игральные карты во всех пределах Российской Империи навсегда было отдано Воспитательному дому.
Мануфактура выпускала 14 тысяч колод ежедневно. Право клеймения Воспитательный дом стал отдавать на откуп, зарабатывая на этом немалые средства, которые должны были поступать «на содержание сирот».
В первые десятилетия 19 века производство расширяло географию: карты делались в Санкт-Петербурге и в Москве на крупных фабриках, а в отдаленных городах мелкими — карточными мастерами, пока карты не стали выпускаться на русской бумаге и преимущественно русскими мастерами.
В 1817 г. в России был запрещён ввоз карт из-за границы, чем устранялась всякая конкуренция.
С 1860-х годов был расширен ассортимент продукции: стали выпускаться карты пасьянсные, путевые, детские, гадательные.
Выполнение новых рисунков доверили известным художникам. Широкую известность получил один из проектов новых игральных карт А.И.Шарлеманя (академика живописи). Карты, выполненные по эскизам для изделий первого сорта, прижились под названием «Атласные» и долгие годы оставались самыми популярными в России.

Карточная фабрика при Императорском Воспитательном доме
Термин «атласные» относился к технологии изготовления. Для улучшения свойств бумагу натирали тальком на специальных талечных машинах, благодаря чему поверхность приобретала блеск, схожий на атласный. Карты, изготовленные на такой бумаге, не боялись влаги, при тасовании хорошо скользили и стоили дороже. Постепенно вся карточная продукция стала изготавливаться на атласной бумаге, и собственное название Атласные прочно закрепилось за картами Шарлеманя.
XX век
Европа
С 1920-х годов производство в Европе все больше и больше переключается на цветную офсетную печать.
С начала XX века на обратной стороне карт стало принято печатать рекламу, в частности сигар, сигарет, пивоварен. К концу века около 60 процентов игральных карт имели на себе рекламные оттиски.

с рекламой вместо рубашки
Россия
Колода «Русский стиль» относится к числу самых удачных карточных проектов в России. Эскизы к ней создавались под влиянием альбома фотографий благотворительного императорского бала 1903 г., костюмированного в стиле XVII в.

Эскизы игральным картам «Рококо» создали немецкие рисовальщики.

СССР
В конце 1950-х годов ленинградский художник, специалист в области книжной графики Ю.П.Иванов восстановил оригиналы лицевых сторон и привел к стилистическому единству лицевые и оборотные стороны карт высших сортов — «Русский стиль», «Рококо» и некоторые другие, а также адаптировал их для офсетной печати.
К производству карт предъявлялись строгие технологические требования. Игральные карты должны были иметь следующую красочность: первый и второй сорт — 6 красок, атласные карты — 8 красок, высшие сорта и пасьянсные — 10-16 красок. Все карты изготовлялись из специальной высококачественной карточной бумаги № 480.
Наши дни
Благодаря научно-техническому прогрессу не только изменились и усовершенствовались технологии производства, но и поменялся образ жизни людей. Сейчас игральные карты (как и сама игра в традиционные бумажные карты как способ проведения досуга) не так популярны, как это было лет 50, 100, 200 назад. При этом возможности производства значительно увеличились и улучшились.
Карты, как и бумажные книги, трансформируются и занимают свою нишу. Как один из способов проведения досуга в компании – карточные игры будут всегда иметь круг своих преданных поклонников.
Преимущества, которые дают современные технологии печати и отделки: можно изготовить небольшой тираж колод с индивидуальным дизайном по доступной цене. Это дает простор для творчества изобретателям новых игр или позволит реализовать свежие решения в дизайне для традиционных видов.
А ведь карты могут быть не только игральными…
Какие виды карт может изготовить типография АЛМАКС
можно узнать на странице КАРТЫ ИГРАЛЬНЫЕ >>
Источники
- Heinz Schmidt-Bachem — Aus Papier. Eine Kultur- und Wirtschaftsgeschichte der Papier verarbeitenden Industrie in Deutschland – 2011
- Кэтрин Перри Харгрейв — История игральных карт. Вековые традиции создания карточных колод для игры, пасьянсов, фокусов и гаданий в разных странах и у разных народов. – М., Центрполиграф — 2016
- Архитектурный сайт Санкт-Петербурга (citywalls.ru)
- Simon Wintle — The World of Playing Cards – 2011