— Здравствуйте, мы у вас печатали сто тысяч красивых и полезных штук, можно нам еще?
— Конечно, пожалуйста. Сколько вам нужно?
— Пять тысяч. Пришлите счет…
(через час)
— А почему цена за одну штуку намного больше, чем в прошлый раз?
Диалог, повторяющийся с завидным постоянством в каждой типографии
Спросите типографию:
что такое большие или малые тиражи?
Хороший вопрос в заголовке. И диалог жизненный. Каждая типография ответит на вопрос по-своему, но есть общие и непреложные факты.
Для того, чтобы помочь заказчику сориентироваться, — эта статья.
В ней (и в продолжениях, тема богатая) я попробую ответить на следующие вопросы:
- Какие тиражи большие, а какие малые?
- Почему для одной типографии тысяча визиток – счастье, а другая не хочет брать?
- Печать малых тиражей – где и когда это выгодно?
Никакая типография не в состоянии охватить все разнообразие заказов. Предприятие, сориентированное на выпуск книг массовыми тиражами, вполне в состоянии изготовить тираж из десяти штук – но цена экземпляра будет сравнима с неплохим ювелирным изделием. А изготовить несколько десятков тысяч коробочек под лекарства и вовсе окажется непосильной задачей.
Почему так происходит? Все очень просто – потому что оборудование и персонал оптимизированы для выпуска, допустим, книг в хорошем качестве от пяти тысяч. И стоимость экземпляра такой книги будет конкурентной, на это ориентирован весь технологический процесс офсетной печати. Первоначальные затраты (условно говоря, на первый оттиск) высоки, зато само тиражирование, без подготовительных процессов, стоит сущие копейки. В итоге получается устраивающая всех конечная цена изделия.
А вот для единичных экземпляров книг технологический процесс совершенно другой.
Книги малым тиражом – это сколько?
Для малых тиражей книг и, к примеру, брошюр единственно рентабельным является способ цифровой печати. Из технических различий офсетной и цифровой печати проистекает экономическая разница. Попросту говоря, первый оттиск цифровой печати не столь дорог, как у офсетной. Но последующие оттиски у цифры практически не отличаются ценой от первого.
Условно малым тиражом для книг считается заказ до 200-300 экземпляров.
Ниже представлены графики — зависимость стоимости изготовления 1 экземпляра печатной продукции (некоторых видов) от размера тиража и вида печати.
Брошюра – формат А5, 36 полос,
блок — 1+1, бумага офсетная 80 г/м2
Брошюра – формат А5, 36 полос,
блок — 4+4, бумага мелованная глянцевая 150 г/м2
Газета А3 в развороте,
4+4, бумага офсетная 70 г/м2
Листовка – формат А5,
4+4, бумага мелованная глянцевая 150 г/м2
Из графиков видно, что брошюры тиражом от 300 шт., листовки и газеты свыше 500 шт. выгоднее печатать на офсетных машинах (похожая ситуация для книг, многостраничных каталогов и т.п.).
Стоимость изготовления 1 экземпляра при тираже 50 шт. будет в среднем в 1,8-2,5 раза выше, чем при тираже 500 шт.
Поэтому (с точки зрения экономии) выгоднее заказывать реже большие тиражи, чем дробить заказ на части, предполагая дальнейшую допечатку.
Как отличить малый тираж от большого?
Готовых рецептов нет, есть здравые соображения.
Технологии меняются, сегодня можно утверждать следующее: при CMYK-печати формата А3 офсетная печать становится интересней по цене, чем цифровая, при тираже более 250 листов 4+0.
Об особенностях, преимуществах и отличиях цифровой печати от офсетной можно узнать в статье: «Цифровая и офсетная печать: отличия» >>
В силу разницы технологических процессов и квалификации персонала различных типографий эта точка пересечения может гулять в пределах от 200 до 300 листов.
Для печатной продукции в среднем это выглядит примерно так:
- малый тираж для книг, брошюр – до 200-300 экз.,
- малый тираж для газет – до 500 экз.,
- малый тираж для листовок, флаеров (А5) – до 1000 экз.,
- малый тираж для картонной упаковки – 200-1000 экз. (зависит от размера изделия).
Обратите внимание – речь идет о печати CMYK на традиционных материалах. При использовании металлизированных пантонов, белил и прочей экзотики в ход идут совсем другие соображения.
FAQ ➤ «Быстрый тираж» — это что?
Как правило, имеется в виду небольшой тираж, выполняемый очень быстро, счет идет на минуты, максимум на часы. Здесь доминируют цифровые способы печати. Офсетная же типография может выдать первые оттиски только спустя несколько часов после получения макета, если захочет нарушать свои производственные графики. Зато потом оттиски будут вылетать со скоростью 15000 шт. в час (что «цифра» пока обеспечить не может) с недосягаемо низкой для цифровых аппаратов стоимостью экземпляра.
Искренне ваш – А@Макс