Полноцветная печать: что это такое?
Для ответа на вопрос в заголовке необходимо понимать физическую природу цвета и разобраться в следующих явлениях:
- Как и где возникает цвет;
- Почему мы видим окружающий мир в цвете;
- Каким образом можно имитировать все разнообразие цвета на печатных оттисках.
Попробуем в двух коротких частях коснуться основных понятий теории цвета и ее применения в полиграфии.
Что такое цвет
Просто о сложном
Цвет — это та точка, где наш мозг соприкасается со вселенной.
(Поль Сезанн, французский художник-живописец,
яркий представитель постимпрессионизма 1839 – 1906)
Цвет сам по себе не существует, он возникает исключительно в нашем мозгу из сигналов, поступающих от глаз. Существует излучение, электромагнитные сигналы: глаза их принимают, обрабатывают и передают в мозг – так и образуется цвет.
Почему мы видим цвет
Наши глаза – лучший регистратор электромагнитного излучения, причем натуральный и экологически чистый. Они реагируют на волны от 380*10-9 до 740*10-9 метра (нанометрический диапазон), это линейка цветов от фиолетового до красного.
За регистрацию разных областей спектра в глазах отвечают три типа рецепторов-колбочек, расположенных в сетчатке. Каждый тип подает свой сигнал, от их смешивания мозг назначает видимому объекту тот или иной цвет.
Если освещение низкое, колбочки-рецепторы не работают, в дело вступают рецепторы-палочки. Они не различают цвет вообще и реагируют только на уровень освещенности. Именно поэтому в глубоких сумерках мы не различаем цвета и воспринимаем мир как черно-белую фотографию. |
Как цвет попадает в глаза
Только я могу судить о цвете, — сказал дальтоник, — потому что я беспристрастен.
(Веслав Брудзиньский — польский сатирик, мастер афоризмов)
Существует два принципиально различных пути образования и восприятия цвета.
1. Аддитивный синтез цвета, модель RGB
Аддитивный (от лат. additio — прибавляю) – прохождение света через полностью или частично прозрачную среду и затем попадание на сетчатку глаза. Так мы видим экран монитора, цветные витражи, светофоры и небо. Различные цвета складываются (прибавляются) между собой и такой способ синтеза цвета называют аддитивным.
Основными, образующими цветами в аддитивной модели являются красный, зеленый и синий – от их названия на английском языке (Red, Green, Blue) образовано наименование цветовой модели в проходящем свете RGB. Смешиваясь между собой, они образуют всю доступную цветовую RGB-палитру.
2. Субтрактивный синтез цвета, модель CMYK
Отражение белого света от цветного оттиска, при котором красочный слой вычитает часть из равномерного (белого) спектра и отражает непоглощенные части. От того, какая часть поглощена, зависит цвет, который мы видим на оттиске.
Если отразятся все части спектра, мы увидим белый цвет. Если оттиск поглотит весь спектр, то он 100% черный. |
В субтрактивном синтезе участвуют три основных цвета – синий, красный (правильнее даже пурпурный) и желтый. В полиграфии к трем цветам добавляется еще один основной, черный, о его роли чуть позже.
От английских названий основных цветов (Cyan, Magenta, Yellow и черный, его принято называть ключевым, Key) образовано название цветовой модели в отраженном свете CMYK.
! Дальше мы будем говорить только о субтрактивном синтезе |
Модель CMYK является базовой для полиграфии, на ее основе построено все цветовоспроизведение печати.
Мы вплотную подошли к следующему вопросу – что значит полноцветная печать? Об этом в следующей части блога >>
Искренне ваш – А@Макс