Полноцветная печать >> продолжение
Начало здесь: «Что такое полноцветная печать #01» >>
Действительность — это иллюзия, хотя и очень стойкая.
(Альберт Эйнштейн, в представлении не нуждается)
В первой части мы говорили о природе цвета и вплотную подошли к ответам на следующие пункты:
- Как полиграфия создает иллюзию цвета.
- Существуют ли ограничения в цветовоспроизведении и как их можно обойти.
Масса книг и статей по этим понятиям, сама по себе теория цвета требует длительного изучения с применением физики и высшей математики. Задача блога в другом – объяснить основные принципы «полноцвета», не применяя «тяжелую артиллерию» в виде изложения научных теорий с их подробным толкованием.
Мне никогда не хотелось проникнуть за кулисы, чтобы разгадать секрет фокусника. Мне достаточно было того, что иллюзия существует.
(Рэй Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»)
При всей любви к творчеству великого фантаста позволю себе немного заглянуть за кулисы и рассказать, как полиграфисты обманывают простодушное население 🙂
Вся печатная продукция представляет собой «оптический обман зрения» (с). Обман опирается на две ноги:
- цветоделение и субтрактивный синтез цвета;
- растрирование оригинал-макетов для печати.
Цветные фотографии и картинки, после перевода их в электронное состояние, раскладываются на несколько каналов, исходя из принципов субтрактивного синтеза цвета: C, M, Y, K.
Так достигается разделение на основные цвета.
Каждому цвету необходимо назначить его интенсивность – грубо говоря, количество краски на данном участке. Для этого изображение пропускается через растр и делится на много очень мелких деталей – растровых точек. Число точек на единицу длины определяет разрешение – для офсетной печати в четыре краски базовое разрешение составляет 300 точек на дюйм (около 120 точек на сантиметр).
Растрированный канал каждого цвета проецируется на светочувствительную металлическую пластину – форму. После обработки растровые точки на форме приобретают способность брать краску и отдавать ее на запечатываемый материал.
Формы устанавливаются на многосекционную печатную машину, в которой каждая секция печатает свой основной цвет отдельной краской.
Отражаясь от точек печатного оттиска, свет смешивается и имитирует цвета оригинала с достаточной точностью. Поскольку сами точки весьма малы, наше зрение не воспринимает их отдельными объектами, сливая между собой в цельное изображение. Впрочем, под увеличительным стеклом все прекрасно видно.
Ограничения полноцветной печати
Почему в полноцветной печати добавляют отдельный черный цвет
Первое ограничение, о котором следует сказать, вызвало появление в полиграфическом цветовоспроизведении черного цвета, он же K, он же Key.
Пигменты печатных красок не достигают идеальных значений:
- по спектральным свойствам;
- по оптической плотности.
Погрешности спектрального состава приводят к тому, что при печати тремя цветами, без черного:
- составной черный цвет в тенях выглядит коричневатым;
- оттиск в тенях не набирает нужной оптической плотности.
При добавлении четвертой краски эти явления устраняются.
Почему используют выделенные (спотовые) цвета, они же пантоны
Чуть вернемся к теории. Взгляните на рисунок, отображающий цветовой охват человеческого глаза (внешний контур) и моделей RGB и CMYK. Из него очевидно, что:
- Человеческий глаз видит гораздо больше цветов, чем могут воспроизвести модели RGB и CMYK;
- Цвета RGB и CMYK не полностью взаимовоспроизводимы (отсюда, кстати, следует, что цвета обычного, непрофессионального монитора никак не будут в точности соответствовать будущему оттиску).
Поэтому при необходимости точно воспроизвести цвет, лежащий за пределами охвата CMYK, применяют особые краски с другим пигментом. Такая краска печатается на отдельной секции печатной машины.
Каталог таких красок с их наименованиями в системе PMS (Pantone Matching System) ежегодно выпускает американская фирма, ее каталог является общепризнанным стандартом для выделенных цветов.
Следует сказать о том, что воспроизведение металлизированных цветов изначально требует работы с пантонами, и для них выпускаются отдельные каталоги.
Несколько вопросов по полноцветной печати
Что такое печать 4+0
«Полноцветная» печать в цветовой модели CMYK с одной стороны листа. На лицевой стороне 4 краски, на обороте – 0 (то есть оборот без печати).
Что такое печать 4+4
То же самое, что печать 4+0, только с двух сторон листа (то есть печать в 4 краски с двух сторон листа).
Как расшифровать «печать 5+0+L»
Печать в пять красок с одной стороны листа плюс лак. Скорее всего, это печать в модели CMYK (4 краски) плюс дополнительный пантон и лак (чаще всего водно-дисперсионный лак (ВД-лак), реже – офсетный и другие).
Что не вошло в этот блог
Полноцветная печать, если иметь в виду модель CMYK, используется в подавляющем большинстве печатной продукции. Но, при особых требованиях, возможна работа с другими цветовыми моделями:
- системы на основе гексахромной печати для офсета;
- добавление при струйной печати дополнительных цветов C, M и других;
- различная цветовая экзотика.
При интересе читателей – буду дополнять.
Искренне ваш – А@Макс